У 2007 році муніципалітет Парижа зробив величезний крок в напрямку велосипедизації свого міста. Там відкрили величезну децентралізовану мережу проката велосипедів. Досягнення Парижа кинулися мавпувати в уряді Москви, а за ним – і в Київській міській адміністрації. Мер Москви Лужков та заступник мера Києва Басс заявили, що досліджують можливість створення подібних систем в їхніх містах. Забувають чиновники, що ці прокате без велодоріжок та велостоянок – ніщо! В Парижі – 370 км велодоріжок. А в Москві та Києві – 0 на двох.

ПАРИЖ, 16 июля. /Корр.ИТАР-ТАСС Михaил Тимофеев/. Около 11 тысяч велосипедов поступили с воскресенья в платный автоматический прокат на улицах французской столицы. Для того, чтобы ими воспользоваться, достаточно поднести банковскую карточку к считывающему устройству и с ее помощью разблокировать велосипед на одной из “электронных” стоянок.

Таких площадок на самых оживленных улицах столицы оборудовано уже более 750 – в дальнейшем их число возрастет до 15 тысяч – то есть на многих улицах они будут устанавливаться через каждые 300 метров. Это беспрецедентная в мировой практике по своим масштабам программа такого рода.

Первые полчаса пользования велосипедом – бесплатные. Следующие полчаса обойдутся в 1 евро. При дальнейшем пользовании плата стремительно увеличивается, достигая 4 евро за 30 минут.

Абонементы гораздо выгоднее – 29 евро на год и 1 евро на сутки, 5 – на неделю. Еще до начала работы службы проката было продано более 9 тыс абонементов.

Париж располагает 370 км велосипедных трасс и дорожных коридоров – на многих из них, однако, велосипедистам приходится соседствовать с автобусами и такси.

Для проката используется специально созданная модель велосипеда с упрощенной системой смены скоростей, срабатывающей только при остановке велосипеда – что исключает соскальзывание цепи. Передний фонарь работает от динамо и ночью, и днем, и даже в течение нескольких минут после постановки велосипеда на “электронную” стоянку. Велосипед имеет усиленную раму “женского” профиля. Цвет – только серый. Произведены элементы машины в Венгрии, сборка осуществлена во Франции.

Общий вес “казенного” велосипеда – около 22 кг, то есть почти вдвое больше обычной модели. В случае невозвращения велосипеда на стоянку с карточки пользователя будет автоматически изъят залог в 150 евро. Однако при направлении заявления о краже велосипеда придется выплачивать лишь 30 евро.

Ожидается, что услугой в год будут пользоваться не менее 200 тыс парижан и туристов. Аналогичная система, уже действующая с весны 2005 года в крупном французском городе Лионе имеет 60 тыс абонентов – то есть 10 проц населения города. С начала своей эксплуатации система столкнулась с электронными сбоями, вызванными огромной активностью пользователей. Жители города также требовали монтировать стояночные стояки для велосипедов практически на всех улицах, чтобы иметь возможность, выйдя из дома, сразу воспользоваться двухколесным транспортом. В среднем каждый велосипед в день используют по 10 человек – вместо одного “запланированного”.

Велосипед в Париже в последние годы становится все более популярным – в часы пик он позволяет быстро перемещаться по городу. Он выгоден и с финансовой точки зрения, так как общественный транспорт далеко не дешев и тарифы его постоянно повышаются. Позволяет велосипед поддерживать и хорошую физическую форму, за что особо любим парижскими женщинами.

Точное количество велосипедов у населения столицы и ее пригородов не известно. Примерные подсчеты на улицах Парижа, проведенные в 2005 году показали, что в период с 8 утра до 8 вечера на них находилось 41,4 тыс “двухколесных коней”. По сравнению с уровнем 2004 года это означало прирост на 44 процента. В настоящее время, считают специалисты, “табун стальных и алюминиевых коней” в городе увеличился еще значительнее.

Несмотря на то, что движение на парижских улицах крайне бурное, за 2005 год погибло всего три велосипедиста, а в 2006 году – всего двое. Число раненых значительно больше – на 418 ДТП с участием велосипедистов приходится 317 человек с травмами различной тяжести.

Эксперты считают, что столь низкая смертность связана с тем, что водители автомашин с крайней опаской относятся к находящимся рядом с ними велосипедистам, понимая, насколько те уязвимы в потоке машин.

Это подтверждает опыт раньше других предоставившего “свободу” велосипедистам города Лиона. Там при увеличении движения велосипедистов на 80 проц ДТП с их участием увеличилось лишь на 6 проц – без единого смертного случая для тех, кто пользуется прокатными машинами.

В Париже низкая смертность во многом достигнута благодаря ограничению на 20 проц /с помощью модификации проезжей части/ доступа автомашин на основные артерии города.

Одновременно экология столицы Франции постоянно улучшается – за время нахождения на посту мэра Бертрана Деланоэ содержание опасных для человека газов в воздухе снизилось на 32 проц. Это также содействует популярности велосипеда. Все более теплый климат Парижа и других городов Франции, отсутствие затяжных дождей лишь способствует популярности велосипедов.

Серьезным фактором, препятствующим более широкому распространению велосипеда – это их угоны преступниками. Это вынуждает владельцев не только приобретать все более крепкие цепи и замки, но и частично демонтировать велосипеды, оставляемые ими на улицах, снимая переднее колесо и седло. Но и это не помогает.

Первым городом в мире, который предложил своим жителям бесплатные велосипеды, стал в 1968 году Амстердам. Однако из-за массовой порчи велосипедов пользователями и похищений двухколесных машин в дальнейшем амстердамским властям пришлось отказаться от этого проекта. Во Франции бесплатные велосипеды существуют в Ла-Рошели с 1974 года. В свободном автоматическом прокате они есть в Рене с 1998 года.

Контракт в Париже выиграла в упорной борьбе французская фирма “Же Се Деко”, одержав трудную победу над своим давним американским конкурентом “Клир ченнел”.

Джерело: http://www.ami-tass.ru/article/25075.html

інші цікаві матеріали

Створений у 2017 році Клуб велобізнесу – це прозорий спосіб підтримати розвиток велосипедного транспорту, яким займається Асоціація велосипедистів Києва.   АВК продовжує серію публікацій про

Сьогодні, 17 жовтня, на церемонії нагородження конкурсу “Велопрацедавець року 2017”, який проводить серед київських роботодавців Асоціація велосипедистів Києва, стало відомо компанію-переможця. Велопрацедавцем 2017 стала юридична

Як у країнах Європейського Союзу заохочують їздити велосипедом на роботу? Асоціація велосипедистів Києва продовжує публікувати дослідження “Розподіл бюджетних коштів на велосипедну інфраструктуру: досвід ЄС та